Сөй гомерне, сөй халыкны, сөй халыкның дөньясын…

И туган тел, и матур тел
Әткәм-әнкәмнең теле…

Судьба этого человека заставляет удивляться, скорбеть и восхищаться одновременно. Тукай — очень талантливый, образованный человек, прогрессивные взгляды которого вызывали и вызывают уважение. Это известный и даже модный поэт своего времени, книги которого издавались огромными тиражами. По популярности он на третьем месте среди поэтов Российской Империи и на первом – Татарской губернии. Кажется, для безоблачной жизни есть все. А был ли поэт счастлив?

Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч Казанской губернии (ныне Арского района р. Татарстан) в семье муллы Мухамметгарифа. Не прошло и пяти месяцев со дня рождения Габдуллы, как внезапно, недолго проболев, умер его отец. Спустя примерно два года его мать Мамдуда выходит замуж за муллу соседней деревни Сасна и уезжает из Кушлавыча, оставив сына на попечение бедной старухи по имени Шарифа.
Тукай вспоминал: «В избушке старухи Шарифы я оказался обузой, лишним ртом, и потому, вполне понятно, она не очень-то занималась моим воспитанием. Какое там! Даже ласки, так необходимой любому ребенку, я от нее не видел. Мне говорили, что зимними ночами я выходил на двор босой, в одной рубахе, а потом долго стоял у двери, ожидая, когда меня впустят в избу. Зимой не только ребенку, но и взрослому человеку нелегко отворить примёрзшую дверь деревенской избы. Естественно, сам я был не в силах это сделать и подолгу трясся в сенях, иногда до тех пор, пока ноги мои не примерзали ко льду. А старуха по своей «доброте» небось думала: «Ничего, не подохнет, бесприютный!» И впускала меня, когда ей вздумается, да еще бранила при этом».
Немного спустя мать забирает маленького Габдуллу к себе. Но счастье мальчика длилось недолго. Мамдуда вскоре умирает. Таким образом, Габдулла остался круглым сиротой. Смерть матери, которая была для него единственным источником света и тепла, потрясла четырехлетнего мальчика. Об этом он сам пишет так: «До сих пор помню: увидев, как выносят мою покойную мать, я, босой, с непокрытой головой, вылез из-под ворот и долго бежал за процессией, захлебываясь слезами: «Верните маму! Отдайте маму!»
Габдуллу отдают проезжему ямщику, чтобы тот отдал малыша в Казани кому-нибудь на воспитание. Так Габдулла попадает в семью Мухамметвали. Мухамметвали и его жена Газиза ухаживают за Габдуллой как за собственным ребенком и стремятся содержать его в довольстве. Габдулла на всю жизнь сохранил к ним огромную любовь. Года два или больше прожил у них будущий поэт. Мухамметвали и Газиза внезапно заболевают и отправляют его обратно в деревню Өчиле. Габдуллу берет к себе на воспитание крестьянин Сагди из деревни Кырлай.

В доме Сагди Габдуллу встретили приветливо.У них было две дочери, единственный сын умер два с половиной года назад. «Здесь я начал жить неплохо, — вспоминал поэт об этой поре своего детства, — как об этом рассказывал еще в дороге Сагди-абзы, здесь было много и катыка, и молока, и хлеба, достаточно было и картофеля…»
В Кырлае Габдулла начал учиться. «В медресе я очень скоро изучил иджек и суры «Хэфтияка», — вспоминал Тукай. Уроки я усваивал быстро, и чтобы не сидел я без дела, стали поручать мне отстающих детей». В медресе Габдулла стал смышленым, одаренным мальчиком, много читал, прочитанное быстро запоминал, на равных спорил со своим учителем.
В Кырлае Габдулла приобщается к сокровищницам устного народного творчества. Знакомство с волшебным миром народных песен и сказок развивает воображение, фантазию будущего поэта, пробуждает любовь к живому народному языку. В Кырлае Габдулла и сам пытался сочинять. Таким образом, Кырлай сыграл исключительно большую роль в жизни Тукая, в становлении его как поэта. «Именно в Кырлае у меня раскрылись глаза на мир», — писал впоследствии поэт. Именно в деревне Кырлай зарождается его большая любовь к отчизне, к своему народу. Вот почему Заказанье, родные места, с которыми он «расстался на заре жизни», всегда вспоминал с большой теплотой. Такие, написанные в разные годы, стихотворения, как «Пара лошадей», «Родная деревня», «Родной земле», «Пора, вспоминаемая с грустью» и другие, в душе поэта зародились еще в пору его жизни в Заказанье. Одно из лучших своих произведений— поэму «Шурале» — он посвятил Кырлаю.


Музей поэта в деревне Кырлай

РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ
(1909)
Стоит деревня наша на горке некрутой.
Родник с водой студеной от нас подать рукой.
Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом я все в краю моем.

Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,
Молитву из Корана впервые смог прочесть,
Впервые здесь услышал слова пророка я,
Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь.

Мне памятны навеки событья детских лет,
Нет времени счастливей, забав беспечней нет.
Я помню, как, бывало, по черной борозде
Шагал со старшим братом я за сохою вслед.

Я многое увижу — ведь жизнь еще длинна,
И ждет меня, наверно, дорога не одна.
Но только, где б я ни был и что б ни делал я,
Ты в памяти и сердце, родная сторона!

На втором году жизни Габдуллы в Кырлае у Сагди родился сын, отец продолжал любить Габдуллу по-прежнему, но его жена и дочь начинают унижать и оскорблять мальчика. Лаская своего брата, дочь Сагди многозначительно приговаривала: «Мой собственный братишка! Родной братишка!» «Так я лишился той маленькой крупицы любви, которая выпала было на мою долю», — писал Тукай в автобиографическом очерке.
Но как раз в это время судьба снова улыбнулась Габдулле: у него объявляется живущая в Уральске родственница —Газиза, бывшая замужем за торговцем Галиаскаром Усмановым. Газиза забирает Габдуллу к себе. Так начинается новый период в жизни будущего поэта.


Музей Габдуллы Тукая в Уральске

Но скоро неожиданно умирает зять Галиаскар, последний «наставник» будущего поэта. Габдулла вынужден переехать в медресе «Мутыйгия», где он, испытал все трудности жизни бедного шакирда (студент). «Весь его доход состоял из одного-двух рублей, которые он зарабатывал репетиторством, а летом перепиской метрических книг для хазрета, — вспоминал известный татарский артист Габдулла Кариев, который в то время учился в другом медресе. — Впрочем, он еще учил русскому языку старших шакирдов. В иные годы он, кажется, получал материю на одежду». Всех этих доходов едва хватало на то, чтобы не голодать.
Но Габдулла стал одним из самых одаренных шакирдов медресе. Будущий поэт быстро усвоил арабский, персидский, турецкий языки. С прежней настойчивостью изучая Священный Коран, в период учебы в медресе он знакомится со светской литературой, с любовью читает произведения татарских писателей, внимательно изучает турецкую и арабскую литературу. Овладев русским языком, он начал самостоятельно изучать русскую классику. Как вспоминал Г. Кариев, «из русской литературы Габдулла с особой любовью читал произведения Лермонтова и Пушкина. Каждый раз, посещая их медресе, я не раз видел две толстые русские книги. То были сборники произведений Лермонтова и Пушкина, но я узнал об этом гораздо позднее». Габдулла начал переводить русских писателей на татарский язык. В числе первых опытов будущего поэта в этом роде были переводы басен Крылова.

Книга
Покоя нет мне от душевной смуты,
И чем же я не угодил судьбе?
В такие неприятные минуты,
Бывает, что не нравлюсь сам себе.
Как примириться мне с самим собою?
Хоть пистолет приставь к виску!
Когда беда сменяется бедою,
Впадаю в беспросветную тоску.
Нет, не приду я к роковому мигу,
С рассветом вновь надежду обрету.
Возьму я в свои руки книгу,
Когда особо мне невмоготу.
В ней радости бездонная зарница,
В ней скрыта высшей правды суть.
В ней слово каждое и каждая страница,
Здезда, что освещает жизни путь.
Лекарство от душевного ушиба,
И книгу тюркскую лелея и любя.
Я ей скажу огромное спасибо,
И верю снова в самого себя!
(Пер. А.Максименко)

В Уральске не было возможностей для активной творческой и общественной деятельности; его тянуло в Казань, в центр национальной культуры. Осенью 1907 г. Тукай приехал в Казань. Сразу же по приезде в город Тукай заводит знакомство среди литературной молодежи.
Бурная творческая жизнь, пик литературной деятельности приходится именно на период жизни в Казани. Вот несколько интересных фактов из его жизни в Казани.

 Известный поэт и модный журналист вызывал огромный интерес у противоположного пола. Девушки приходили к нему домой и в редакцию газеты «Эль-Ислах» с букетами цветов. Но Тукай под разными предлогами уклонялся от этих встреч. Однажды друг Габдуллы привел в кабинет Тукая одну из поклонниц. Девушка выразила свое восхищение, подарила цветы. Поэт лишь холодно кивнул. Встреча закончилась. За все время молодой человек не произнес ни слова и не поднял глаз на собеседницу. Издатель был обескуражен поведением друга. Но Тукай объяснил, что очень стесняется. Читая его стихи, дамы представляют автора Батыром, а встречает их щуплый маленький юноша с бельмом на левом глазу. Такой не может понравиться. Нежданная посетительница оставила след в душе молодого человека. Единственное любовное стихотворение посвящено именно ей. Зайтуна Мавлюдова скоро вышла замуж. Оба ее ребенка стали впоследствии талантливыми литераторами.

 По воспоминаниям современников Тукай был абсолютно равнодушен к своей одежде, так, например, широко известен случай, когда Тукай купив на базаре пиджак на два размера больше, проходил в нем довольно длительное время.
 Габдулла Тукай получал за каждую написанную строчку 50 копеек серебром или золотом, что делало его самым высокооплачиваемым поэтом своего времени.
 Одним из «пунктов завещания» Габдуллы Тукая являлось учреждение стипендии для одарённых детей, на которую поэт выделил 500 рублей.
 Габдулла серьезно болен. Он еще надеется на выздоровление, но все чаще задумывается, что же останется в будущем? Будущее – это дети, а у него их нет. И поэт решает начать писать для них.
 Габдулла Тукай в совершенстве владел пятью языками — татарским, арабским, персидским, турецким и русским.
 Стихотворение Габдуллы Тукая — «Туган тел», написанное в 1909 году, является неофициальным гимном татарского народа.
 Любимый поэт татарского народа с детства понимал сущность и красоту Ислама, изучал и практиковал нашу веру. Глубокое уважение и трепетная любовь к Исламу пронизывают все творчество великого татарского поэта, особенно, в таких стихотворениях, как «Родной язык», «Люби Аллаха», «Книга», «Молитва матери». Немало стихотворных произведений Тукая посвящены памятным событиям и религиозным праздникам: «Мигърадж», «Ночь Кадр», «Праздник в детстве». Творчество Тукая полностью пронизано верой. «Тукай и религия — это как неразделимые корни и ветви одного дерева, которые переплетены и их невозможно разделить», — сказал однажды Харис хазрат Салихзянов. И главным доказательством того, что он был верующим мусульманином, свидетельствуют его произведения, теперь уже наше достояние и наследие, которое мы должны передать следующий поколениям. Иям баш сәҗдәгә: «Аллаһе хак! Аллаһе әкбәр!» — дим. Строки Тукая напоминают нам, верующим, о нашем главном предназначении — поклонении Аллаху. И мы, вместе с Тукаем восхваляем Аллаха. Пусть хвалебные речи, которые прозвучат сегодня в адрес великого татарского поэта, сочтутся как дуа за него.


Г. Тукай в Клячкинской больнице. Последняя фотография поэта, сделанная 14 апреля 1913 г.

Детство, прошедшее в голоде и нищете, годы, проведенные в сырых, холодных номерах казанских гостиниц – у него не было своей квартиры, изнурительный труд надломили здоровье поэта; он заболел туберкулезом.

В своих воспоминаниях «Тукай перед смертью» (1914) Ф. Амирхан поведал о том, как Тукай мучительно боролся за жизнь, насколько трагично было его состояние:
«Была одна из ночей. Бесконечно длившийся, мучительный кашель Тукая во всей жути доносился до моей комнаты. Мне казалось, что вот-вот этот кашель разорвет на части его легкие, и Тукай навсегда покинет этот мир… Я встал с постели и, одевшись, хотел пойти к Тукаю. Но не прошло 2—3 минут, как Тукай сам оказался возле меня… Измученный вид Тукая… при слабом свете ночника показался мне самой смертью… Сердце забилось, душу охватил страх, к горлу подступили слезы».
И в больнице Тукай много работает: публикует стихи, направляет статьи, фельетоны в газету «Кояш», журнал «Ялт-йолт», регулярно читает татарские газеты и журналы, издававшиеся не только в Казани, но и в других городах…Лишь за два дня до смерти он вынужден был оставить свое самое могучее оружие — перо.
15 апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Смерть молодого поэта, погибшего в расцвете своего таланта, потрясла всех. В день похорон Тукая, в знак траура по великому поэту, в Казани были закрыты практически все магазины и фабрики, а также отменены занятия в школах и медресе.

За неполные 27 лет жизни Габдулла Тукай оставил после себя яркий след в искусстве. Его имя увековечено в названиях:

 Главной премии республики Татарстан.
 Музея.
 Площади в Казани.
 Литературно-мемориального комплекса в селе Новый Кырлай.

Поэта никогда не забудут. Талантливые произведения восхищают и будут восхищать читателя.

Сөй гомерне, сөй халыкны, сөй халыкның дөньясын,
Без үләрбез, билгеле, тик үкенечкә калмасын.

Киң күңелле бул эчеңнән, мыскыл ишетсәң, «вак» диген,
Таптасыннар, хурласыннар, тик җаның хурланмасын. (Г.Тукай)

Язмада интернет челтәрендә булган материаллар файдаланылды.

0
comments powered by HyperComments
This entry was posted in Җәмгыятьтә хатын-кыз, Шигырьләр. Bookmark the permalink.